Rise of the Robots

 «Игра выглядела великолепно, – сообщал в 1994 году на своих страницах ежемесячный журнал о компьютерных играх Electronic Gaming Monthly, – и от нее много ожидали». Игровое сообщество с нетерпением подсчитывало дни до релиза Rise of the Robots. Некоторые фанаты файтингов не ограничивались разглядыванием впечатляющих скриншотов геймплея игры, а с нетерпением строчили письма в редакции игровых изданий требуя ответа на вопрос: когда же, наконец, стартуют продажи. Впрочем, интерес игровой общественности к релизу несложно имитировать, тем более в свободной прессе.

Rise of the Robots никогда не была нормальной игрой. Для меня точно. Согласно публикациям, размещенным в некоторых игровых изданиях прошлых лет, игру впервые показали летом 1994 года на ежегодной Международной выставке потребительской электроники (CES). Вот только так называемая CES, если верить материалам Wikipedia, проходит зимой, а не летом. Наверное, не так уж и важно знать с точностью до месяца (особенно сейчас) когда впервые показали Rise of the Robots.

Вообще, игра не относится к тем играм из-за которых покупают игровые приставки, которые оставляют след в истории, оказывают влияние на игровую индустрию, литературу, кинематограф и прочее. Rise of the Robots в большинстве случаев не способна стать самой ценной игрой детства и увлечь за собой на долгое время. Фанатеть от ее неинтересных персонажей никто не станет.

Игровая индустрия «внутри себя» быстрее потребителей дала оценку перспективам игры и начала жонглировать правами на игру со скоростью света. Изначально, еще на релизе, цена за экземпляр копии игры была небезосновательно установлена ниже стоимости игр-флагманов рынка файтингов, в частности Mortal Kombat II, и в дальнейшем только продолжила свое оправданное снижение.

Мое знакомство с игрой состоялось однажды летом, когда в период школьных каникул взял игру поиграть. Взял всего на один день. Поиграл несколько часов. Игра не произвела впечатлений. Скорее всего, искал новый Mortal Kombat, но не нашел его в Rise of the Robots.

Использование версус-режима стало бегством от перспективы остаться с унылой игрой один на один. Впрочем, много лет назад мы с друзьями тестили на Mega Drive версус-режим и остались к нему равнодушны. Насколько помню, один из игроков неизбежно играет за киборга (ИИ за киборга совсем не играет). Возможно, когда-нибудь найду VHS с записями тестирования. По прошествии времени такие записи игрового процесса приобретают особую ценность, равно как и обыкновенная фотография, сделанная много лет назад и случайно найденная в старом альбоме. Смотришь на изображение и начинаешь вспоминать далекие и почти позабытые дни.

С 1994 года игра предлагала красивую картинку, отсюда и возникло желание записать игровой процесс, но: шли годы, бурь порыв мятежный развеял прежние… Короче, от былой красоты не осталось и следа. Сегодня такая графика уже не впечатляет, ее время прошло.

А теперь ради прикола пофантазируем над игрой детства с теми и для тех, кто когда-то играл в Rise of the Robots. Попробуем представить место действия игры, проанализируем краткое описание основной миссии, а также расскажу о найденных стратегиях ведения боя против ИИ. В конце концов, отвлечёмся от сиюминутных забот и просто вспомним, что есть такая игра. Как однажды сказал известный писатель-фантаст: «С какой скоростью ни беги, все равно потянется за тобой прошлое».

Прежде чем приступить к повествованию, сразу замечу, что Rise of the Robots была портирована на несколько платформ, поэтому не исключаю наличие более подробной информации о сюжетной линии игры, особенно в версии для РС. Допускаю, что в будущем может появиться ремейк игры, и историю могут переписать. За основу при написании поста взята версия игры для Super Nintendo. Секретные коды не использовались. Текст в кавычках, может оказаться цитатой из сторонних источников, называть которые сегодня не считаю нужным. Думаю, в Rise of the Robots есть своя загадка: игра не та, чем кажется. И самое главное: пост подготовлен к шестилетию Un-blog.  

Итак, на экране вступительной заставки аркадного режима мы видим как посадочный модуль «Lander» приближается «к М(м)етрополису 4, промышленный класс 8, население 34.034; 13% люди». Более подробную информацию заставка не предлагает. Пункт игрового меню под названием «Mission brief» (краткое описание миссии) действительно не что иное как mission brief (краткое описание миссии).

Само слово «Метрополис» греческого происхождения и означает – главный город. Возникновение метрополисов, согласно энциклопедии, связано с беспорядочным неконтролируемым ростом городских территорий в условиях частной собственности на землю и частнокапиталистического предпринимательства. Примером метрополиса могут служить территории Нью-Йорка, Токио, Лондона.

Метрополис – это форма урбанизации не только в реальной жизни, но и в мире Rise of the Robots, если допустить существование Метрополис 1, Метрополис 2, Метрополис 3 и так далее.

Кроме того, Метрополис – это еще и вымышленный город, который появляется в комиксах и является городом, в котором живет Супермен. «Метрополис изображается как один из самых крупных и богатых городов на Земле. Прототипами Метрополиса служат такие города, как Нью-Йорк, Чикаго, Кливленд, Детройт, Торонто, Ванкувер и Лос-Анджелес» (Wikipedia).  

Возможно, «Метрополис 4» – это название города. Текст в «Mission brief» написан капслоком, поэтому остается только догадываться: имя собственное или форма урбанизации. Числительное «4» – порядковый номер, служит для идентификации отдельного города из ряда подобных городов. Возможно, «Метрополис 4» – это 4-ый промышленный район города Метрополис.

Население 34.034 – если воспринимать цифру как тридцать четыре тысячи тридцать четыре, то получим провинциальный, а не похожий на метрополис начала XXI века город. Например, население Лондона начала XIX века уже составляло один миллион человек, а по состоянию на 2018 – около 9 000 000 человек. Впрочем, численность населения могла внезапно сократиться за непродолжительное время по причине тех или иных событий и дойти до значения 34.034. Кроме того, под населением обычно понимаются люди, а вот население (population) в Rise of the Robots – не только люди.  

Еще одно предположение. Метрополис – не город. Тогда что это? Производственный комплекс, преимущественно населенный роботами, доказавшими свое превосходство над человеком в работоспособности при выполнении отдельных видов работ? Некорпоративная территория промышленного назначения или обособленное подразделение принадлежащее крупной коммерческой корпорации?

В мире Rise of the Robots серьезные проблемы с демографией, поэтому, наверное, цифра 13%, характеризующая численность людей, обращая на себя внимание мигает желтым цветом (или есть иные причины? Перенаселенность?). Возникает вопрос: кто (что) входит в оставшиеся 87%? Некоторых людей сравнительно называют роботами, но речь думаю не о них. По всей видимости это не люди, но, тем не менее, они включены в состав населения. 87% по составу могут быть даже не одного вида.

Население характеризует не целое число. 13% от 34 034 составит 4 424,42 человека. Похоже на результат голосования при неравном избирательном праве. Приведенные выше данные из Wikipedia по численности населения Лондона выражены целым числом. Как-то по-другому быть не может. Социальная структура общества в мире Rise of the Robots представляется по меньшей мере туманной. Разработчики игры либо специально установили такие цифры (не могли же они не заметить), либо забили на сюжет (и так сойдет).

Время действия. По ощущениям должно быть будущее или альтернативная реальность, но не надо исключать вариант с настоящим и прошлым – такое тоже может быть.  

Место действия: скорее всего не планета Земля, иначе зачем использовать посадочный модуль, представляющий собой «космический аппарат». Непозволительная роскошь для тех, кто отважился направить одного киборга на подавление восстания роботов. О некой структуре, возникшей в обществе постгуманизма, на которую работает киборг, совсем ничего не известно. Кстати, модуль «может являться отделяющейся частью другого космического аппарата» (Wikipedia). Возможно, получилось вынести вредное производство за пределы планеты Земля, если события происходят в контексте будущего времени и к тому самому будущему времени планете еще осталось, что терять. Непонятная левитация Supervisor может свидетельствовать о наличии гравитации не совсем похожей на земную. Вывод: с местом действия всё неоднозначно.

Персонаж, за которого мы проходим сюжет – киборг, «машинно-человеческий гибрид» (Wikipedia) или «Half human, half machine …» (надпись на коробочке для картриджа Rise of the Robots для Super Nintendo), созданный посредством интеграции человека с автономным скафандром. Киборг – единственный персонаж за которого, как было сказано выше, ИИ не играет. Разработчики игры вверили управление киборгом исключительно в руки человека, а управление финальным боссом по имени Supervisor – исключительно усмотрению ИИ.

Геймплей у игры оригинальный. Сперва хотелось сказать, что Rise of the Robots вообще не файтинг, а нечто другое, но поиграв некоторое время решил воздержаться от громких заявлений. Не покидает ощущение противоречия между графикой и боевой системой. Визуальное оформление игры выполнено для тех времен на достаточно высоком уровне, но при этом боевая система реализована на уровне Yie Ar Kung-Fu или слабее (по мнению некоторых игроков, «боевая система напрочь атрофирована»). По ощущениям игра выглядит незавершенной, при этом содержит в себе собственные идеи, которые команде разработчиков не удалось реализовать на нужном для признания уровне. Таланты разработчиков не воплотились в реальность в должной мере, не доведены до логического завершения. Игру даже пытались представить игровому сообществу как Beat’em up, но подобные решения идут, наверное, больше от отчаяния, желания спасти продажи, нежелания придерживаться общепринятой терминологии, банальной ошибки и других причин.  

Боты не всегда придерживаются одного скрипта действий и меняют алгоритмы своего поведения, внося некое разнообразие в игровой процесс. Однажды сработавшая стратегия победы над ИИ может не подтвердить свою эффективность при повторной встрече на том же уровне сложности с тем же самым ботом.   

Например, Crusher удалось деактивировать посредством возобновляемого движения в сторону оппонента и средней атаки ногой. Метод более или менее успешно срабатывал два раунда подряд. Однако, указанная стратегия не стала универсальным ключом к победе, заставила усомниться в своей правильности. Раз на раз не приходился. Повторное применение одной и той же стратегии приводило поочередно к противоположным результатам из двух возможных (а может и трех или больше?).

По-другому дело обстояло с Loader и с Builder на среднем уровне сложности, установленном в игре «по умолчанию». Удар рукой, чередуемый с постепенным, через небольшие промежутки времени движением в сторону противника, позволял одержать победу во всех боях против промышленного робота Loader. Ожидание приближения противника для нанесения удара ногой снизу стал эффективной тактикой против Builder.

Указанные стратегии не работали в версии игры для Mega Drive. Правда, для поиска подходящих стратегий много времени не потребовалось. По крайней мере, ненужные действия обнаружили себя сразу, а нужные – оказались последовательностью небольшого количества движений. Например, для Loader хватило попеременного использования двух движений и помощи «четвертого измерения»: блок и средний удар ногой.

Все роботы (6 разных персонажей) имеют особенности, с перечнем особенностей можно ознакомиться перед началом боя. Параметр Threat (угроза) Loader и Builder как вступительных ботов минимальна, но и Sentry, не смотря на параметр угрозы – high, легко проходим, если использовать удар снизу.

В посте под названием «Лидирующая игра в своем жанре» отмечал, что в Yie Ar Kung-Fu «соперника нельзя было заспамить парой супер-ударов, зажать в углу и победить». В Rise of the Robots дроид Military легко заспамлен средним ударом ногой с постоянным движением в сторону противника.

Во второй половине 90-х годов ходила по рукам неофициальная версия Mortal Kombat для Dendy в которой подсечка срабатывала на расстоянии в пол экрана, если оппонент делал удар ногой. Так вот в Rise of the Robots есть нечто похожее. Не до такой степени, но есть.    

Если не ошибаюсь, прыжок на безопасном расстоянии от бота заставляет ИИ подтормаживать и пересматривать стратегию ведения боя. Происходит медленный анализ поведения игрока, во время которого бот на некоторое время словно замерзает в нерешительности, а после начинает использовать другую последовательность движений. Прыжок может прервать спам со стороны бота. Нужно только минимальное затишье для выполнения этого прыжка.

Само по себе количество персонажей игры Rise of the Robots, по-моему, оптимально для файтинга. Всего, как можно вывести из чисел игры, если обратить внимание на следующие числительные: «Метрополис 4», «13% люди», персонажей в игре 7. По-моему, больше и не нужно. Не знаю уместно ли тут проводить сравнение, но по количеству персонажей игра, конечно, уступала своим современникам: и Street Fighter II, и Mortal Kombat II, и Tekken.

Задаюсь вопросом: почему издателями выбрано такое название для игры? Скорее всего, причин окажется несколько, и одной из них непременно станет маркетинговое решение, но в целом однозначно ответить нельзя. Название больше подходит для стрелялки в духе Contra или Galactic Attack. Для признания факта восстания роботов – шести роботов недостаточно. Ведь восстание предполагает массовость («конно, людно и оружно»), поэтому перевод на русский язык используемого в названии игры английского слова «rise of the» как «восстание» не отразит действительность, если только не были задуманы многочисленные последующие части-продолжения игры (или игра изначально получила неподходящее название на английском языке). «Восстание» может быть подавлено силами одного киборга. Ну, что-то тут не так (всё не так).

Причина «восстания роботов» неизвестна или не имеет особого значения. Наверное, мы имеем дело с восстанием как таковым, как затмившим свои причины событием. Впрочем, в мире Rise of the Robots функции роботов позволили вытеснить человеческий труд, отсюда и отсутствие потребности в большом количестве населения (87% на 13%). «Машины и труд находятся в постоянной конкуренции» и такая конкуренция таит в себе немалую опасность для большинства из людей. Распространенное в конце ХХ века предположение, что ИИ может себя осознать (точнее сказать, ему помогут это сделать) и взбунтоваться против порядка, установленного неким человеком, – и есть наиболее вероятная причина для «восстания роботов». Взгляды голливудских режиссеров на значение и роль ИИ продолжают эволюционировать, мелькая на экранах кинотеатров и уходя зачастую в противоположную сторону от истины, а вот игра Rise of the Robots уже застывшее время, готовый продукт, такой какой он есть; картридж, который однажды мы держали в своих руках. «Тот прежний мир все еще существует, он такой же, как и был, он не изменился. А наш, в котором мы с тобой, стремительно деформируется».

Сегодня стоимость игры Rise of the Robots в рублях может быть приблизительно выражена суммой в 350 – 400 рублей, что эквивалентно стоимости игрушечного робота на батарейках. В Англии версия игры для Mega Drive в ноябре-декабре 1995 года, судя по рекламе в журнале The Official Sega Saturn Magazine, стоила £ 17,99 (для сравнения стоимость Mortal Kombat II составляла на аналогичный период £ 42,99), а в декабре 1994 года стоимость игры составляла £ 48,99.

После сверки с выводами немногочисленных авторов, решившихся оставить на просторах интернета свое мнение об игре Rise of the Robots, нескольких часов проведенных за игровым процессом, я не могу сказать, что узнал об игре нечто такое, что изменило бы, заставило пересмотреть мое отношение, сформированное еще в детстве. Поиски открытий не увенчались успехом. Для создания хорошей игры одной только графики недостаточно и Rise of the Robots служит тому наглядным примером. Используя популярную на начало 90-х годов прошлого века тему киборгов и роботов, а также падкость неопытных потребителей на яркие скриншоты, маркетологи сумели привлечь внимание игровой аудитории к Rise of the Robots, «одной из первых игр, посвященных целиком и полностью поединкам железных монстров», но сама игра оказалась неспособной удержать это внимание. Rise of the Robots можно рассматривать как частный пример такого случая, когда хорошая графика при отсутствии интересного игрового процесса, выполненного на приемлемом уровне, еще ничего не решает: игра получила низкие оценки от игрового сообщества. Rise of the Robots – неразвитый продукт игровой индустрии.    

Наверное, если бы мне представилась возможность в позабытый летний безымянный день, когда я впервые играл в Rise of the Robots, узнать, что спустя много лет напишу про нее пост, я бы в такое не поверил. И всё же меня не покидает ощущение, что в игре есть загадка. Однажды мы ее найдем. Истина где-то рядом, исследователи игровых миров.

Для себя отмечу следующее, а именно то, что так долго от меня самого оставалось скрытым, но обнаружило себя во время написания этого поста: похоже, никогда мне не нравились файтинги, мне просто нравилось играть в Mortal Kombat.

Комментариев нет:

Отправить комментарий