четверг, 15 марта 2018 г.

И думаю, что лучше совсем не жить, если нельзя говорить с людьми вовсе или говорить противоположное тому, что думаешь (В. Шаламов).

Здесь будет непрерывный распад на долгие годы, вражда всех со всеми. <…> Но, увы, культуры здесь больше не будет, и науки тоже («Гибель красных богов»).

Люди принадлежащие эпохе - сперва так хотелось бы обозначить многогранную тему о которой буду говорить тут в самых общих чертах. Смотрел интервью актеров советского комедийного кино. Хотелось послушать мысли актеров. Люди творчества, как я заметил, сохраняют немалую откровенность, рассказывая о своей жизни. Надеюсь, они в большинстве своем говорят в интервью правду, а если некоторые пытаются что-то скрыть, то это нетрудно заметить. Нечто неуловимое выдает человека когда он не верит в свои слова. Пытаясь внешним видом показать свою искреннюю убежденность в позитиве, ему все равно не удается обмануть даже самого себя.
Самой природой сформировано отторжение неправды и прежде всего протестует сам говорящий неправду. И актерские способности оказываются недостаточными для сокрытия вранья. Странно получается, но, по-моему, рассказывающие о себе профессиональные актеры не умеют врать. Это хорошо.
Хотя мой интерес к упомянутым интервью начала девяностых годов прошлого века основывается не на желании услышать правду. Неправда также может не мало сказать, в некоторых случаях даже больше чем правда. Неправда как синтез несбывшихся желаний, попытка потакать собственным амбициям и казаться немного выше своего роста, оправдание совершенных действий о которых может быть приходится сожалеть или стороннее принуждение, запрет, реклама. В этом виде неправда тоже способна нам рассказать правдивые истории. Просто такую конструкцию не следует понимать буквально, воспринимать такой поток нужно иначе, но не увлекаться слишком: при желании всё что угодно можно услышать, стоит только захотеть.
Вот на экране люди пришедшие к успеху. Народные артисты в самом смысле этого термина. Ты видишь их без грима и без роли, они отвечают на вопросы журналистов. О чем же они говорили? Что их интересовало, о чем они хотели рассказать? Чем они в конце концов отличаются и в чем схожи между собой, а также похожи на большинство? И почему они собственно должны отличаться от кого-то другого, не имеющего прямого отношения к кино? По той же земле ходили и под тем же небом жили.
Их народность обязана целой системе и в отрыве от своей системы они как народные актеры не существуют. Обстоятельства в которых они появились и развивались как народные актеры отпали и оказавшись на четырех ветрах перемен они, по крайней мере, становятся иными. Вот и зависимая роль личности в истории. Только речь не идет о локальном кризисе кино, ведь пошатнулся и рухнул сам фундамент пирамиды прежнего общества. Правила игры, расположение и значения фигур поменялись. Многие не смогли приспособиться и продолжить творческую деятельность на прежнем уровне. Я смотрел интервью тех кто не сумел приспособится.
Людям творчества свойственна прозорливость (способность предвидеть будущее) и историческая интуиция. Предположительно, они ощущали завершение истории своего «народа» еще заблаговременно, раньше народа. Чувствовали приближающиеся шаги призываемых перемен. Замок на песке смыт волной. Унылая картина. Вечно унылая.
Картина Леона Вычулковского
За сферами культурных достижений стояли человеческие судьбы актеров. Сферы рухнули и человеческие жизни оказались на морозе весны перемен, закутанные в свои не по погоде надетые ценности. Общество создавшее их образы исчезло, осталось только инерционное движение воспоминаний. Народность актера уходит вместе с народом. Существование фильмов в эфире телеканалов обязано ни сколько своей «шедевральности на все времена» (такой «шедевральности» применительно к кино не может и быть), а сколько отсутствием альтернативы и наличием пустого места.
С возрастом перестаешь ценить идеи, которые казались незыблемыми, разумными, важными и вечными. Изменился возраст и восприятие идей стало другим, идеи остались прежними. В лучшем случае от таких идей не приходится отрекаться.

Комментариев нет:

Отправить комментарий