суббота, 14 августа 2021 г.

Кино. Главный герой

Если о книге не судят по обложке, то можно ли судить о фильме по названию? Для чего вообще развлекательному фильму название? В основном, чтобы отличить фильм от других фильмов (иногда это единственное отличие), купить билет на нужный сеанс, обозначить основную мысль (при наличии основной мысли). Может быть, название призвано «задавать тон» фильму? Обращать внимание зрителя на основную мысль фильма? Несмотря на видимую пригодность использования наименований, все равно забывал и продолжаю забывать названия фильмов. Разумеется, не всех фильмов, но в большинстве своем. Не вижу ценности в названиях, для меня названия обесценились. Не сразу, конечно, а постепенно: от фильма к фильму обесценивались. Превратились в месиво – в одно и то же.

В прокат вышел фильм под названием «Главный герой», честно признаться, не совсем уверен в том, кто или что там был (было) главным героем. Ожидал увидеть на экране нечто в духе Dark City (1998) или The Matrix (1999), но комедийного жанра. Рассматривая афишу, увидел актера в костюме кролика, и сразу вспомнилась фраза «следуй за кроликом», подумалось о шуточной отсылке к Матрице, а в процессе просмотра мне вспомнился «День сурка», «Чужие среди нас», «Шоу Трумана», «Звездные войны», «Аватар», «Франкенштейн» и еще несколько фильмов и один мультик.  

Люди, которые увлекались/увлекаются видеоиграми, получают некоторое преимущество при восприятии фильма и заметят не только отсылки к миру видеоигр, но и некоторые искажения в передаче игровой действительности. «Главный герой» затрагивает такие вопросы как: поведение издателей видеоигр, ориентированное в первую очередь на получение прибыли, поведение игроков в виртуальном мире (иногда смешное, иногда жестокое, иногда бессмысленное), нарушение авторских прав разработчиков, отношения издателей и разработчиков видеоигр, взаимоотношение человека с искусственным интеллектом (ИИ), граница между реальным и виртуальным, борьбы за свободу, а также многие другие вопросы. Досмотрел до титров, точнее сказать, бросил на титры взгляд уже на выходе из кинозала и не знаю было ли что после или во время показа титров.

Действие фильма переносит зрителя в Free City, кстати, тут мне сразу вспомнился Liberty City, поэтому считаю название города ничем иным, как отсылкой к четвертой части популярной игры. Особенность Free City в том, что город находится в компьютерной игре, этот вымышленный город существует в виртуальном игрушечном мире. На этом месте мне вспомнился мультик, который показывали в девяностых по первому каналу, название не помню, запомнил, помимо картинок, только имя главного злодея – Гигабайт, и голос: «Игра загружается». Так вот. Виртуальный мир полон всяких разнообразных NPC (неигровой, управляемый программой персонаж в видеоигре), которые «живут» своей заскриптованной, смахивающей на день сурка, полноценной жизнью.

В Free City по улицам ездят танки, по воздуху летают вертолеты, стрельба почти на каждом углу, взрывы и прочий экшен. Для искусственного населения города происходящее вокруг стало делом привычным. В этот чудо-город волей разработчиков помещен NPC с незамысловатым именем Парень. Мы застаем его в самом начале фильма, когда он только что проснулся и уже с улыбкой на лице, словно рекламный персонаж, чей день по легенде начинается с чего-то там, от чего он получает заряд бодрости на целый день. Ему в процессе развития сюжета предстоит стать тем самым элементом, из-за которого скайнет поменяет свое поведение. Однажды Парень выходит за рамки прописанного скрипта и город становиться свободным для NPC.

Если в фильме «Терминатор» искусственный интеллект воспринимается как зло, то в фильме «Главный герой» NPC обладает положительным характером, более того, Парень способен даже любить. Вот такая получилась эволюция представлений о роли искусственного интеллекта, компьютера в жизни человека. По такому случаю вспоминается последний куплет песни «Killing The Dragon» в исполнении Dio (особенно, когда на экране появляются динозавры). Так ли всё просто и безобидно?

Параллельно истории Парня, развивающейся в виртуальном мире, до определенного момента развивается сюжетная линия в реале. Двое разработчиков (новые Франкенштейны) пытаются восстановить справедливость и получить денежную компенсацию за свое творчество. Далее сюжетные линии виртуального мира и реала пересекаются, становятся взаимосвязанными и приводят к общему финалу.

Получается, что NPC главный герой, суперзвезда. Некоторые люди жалуются, что современная русская литература не может создать героя нашего времени, ищут причины такого положения дел. Одни полагают, что литература дворян (не самого многочисленного сословия в Российской Империи) с этой задачей успешно справилась, создала «общий образ». Пусть рассмотрят вариант с NPC, как им зайдет такой поворот? 

Впрочем, в фильме героем называют охранника (впрочем, охранник тоже NPC).

Комментариев нет:

Отправить комментарий