воскресенье, 3 октября 2021 г.

Кино. Дюна (2021) и «важнейший вопрос»

 За этот год фильм «Дюна» стал первым и пока единственным фильмом, который мне не хотелось пропустить. По закону жизни, попасть в кинотеатр на день премьеры у меня не получилось. Даже начал думать о том, что ближайшее время фильм посмотреть вовсе не получится, убеждал себя, что не очень-то мне и надо идти на этот фильм – всё равно когда-нибудь его посмотрю, немного настораживала высокая оценка на Кинопоиске (8.2 по состоянию на 30.09.2021), и когда я, наконец, забыл про существование фильма, как вдруг у меня появился неожиданный билет в первый ряд.

Интерес зрительской аудитории к фильму еще не в полной мере удовлетворен, или, может, дело в том, что это был выходной день без дождя, но к моему удивлению зал кинотеатра наполнен зрителями, и свободных мест (с учетом обязательной социальной дистанции, конечно) не было. Не знаю почему, но мне думалось, что фильм предстоит посмотреть в полупустом зале. Ошибся.

С Дюной у меня продолжительная история, охватывающая период времени с 1998 года по сегодняшний день. Сперва я познакомился с одноименной игрой на Sega Mega Drive 2, название мне показалось странным и смешным, а цифра «II» в названии игры – загадочной. Позже в одном из каталогов под названием «800 игр» вычитал, что игра создавалась по мотивам книги Фрэнка Герберта «Дюна». Спустя еще какое-то время увидел игру на PC (кажется, игра была на трех дисках). Игра впечатлила, в первый день аж несколько раз вслух произнес: как такое можно было придумать? Ведь в сравнении с версией игры, выпущенной для Mega Drive 2, выглядело масштабно,

словно пирамиды Египта перед глазами пленного варвара, впрочем, справедливости ради, Dune II The Battle for Arrakis можно назвать любимой игрой детства. До сих пор не удалось забыть некоторые пароли, в том числе SPLURGEOLA. Далее узнал о существовании сериала по мотивам упомянутой книги. Шли годы, и холодным зимним вечером 2005 года, находясь в неотапливаемой комнате при тусклом свете, сидя на почтенном и разбитом диване, прочитал несколько глав из книги Фрэнка Герберта, которую мне дали почитать на выходные, а потом я ее своевременно вернул, так и не прочитав до конца. Посмотрел с ноутбука фильм Дэвида Линча, снятый по роману «Дюна». К слову сказать, «картина «Дюна» (1984 года) – не имела успеха у зрителей» (Wikipedia). Вот и до сих пор у меня в телефоне несколько книг Фрэнка Герберта, и до сих пор, когда заканчивается воскресение, вечером у меня в голове иногда играет отрывок из музыки для Dune II The Battle for Arrakis, и до сих пор не могу понять, почему я не догадывался сменить сложность в этой игре, когда она стала для меня слишком легкой.

Итак, на этот раз режиссёр Дени Вильнёв (согласно материалам Wikipedia, родился в 1967) предпринял попытку экранизации (в истории кино совсем не первая попытка экранизации) известного романа Фрэнка Герберта. Когда «Дюну» оставят в покое? Что нового можно сказать по этой теме? Для чего там еще «час настал»? Ничего нового сказать нельзя. «… более важный вопрос: изменились ли эти горожане внутренне?». «Горожане сильно изменились, внешне, я говорю, как и сам город, впрочем. О костюмах нечего уж и говорить, но появились эти... как их... трамваи, автомобили...». «Но меня, конечно, не столько интересуют автобусы, телефоны и прочая... (– Аппаратура! – подсказал клетчатый).» (М. Булгаков «Мастер и Маргарита»).

Так вот, применительно к фильму: ничего нового сказать нельзя, вся надежда на технические возможности (аппаратура), поэтому новое можно только показывать, с чем киноиндустрия неплохо справляется. Технически красиво выполненные, но еще уступающие фантазии, кадры и много-много песка. Интересное занятие сравнивать на сколько создателям фильма удалось превзойти твою фантазию. Пожалуй, не на сколько не удалось, если бы ни одна деталь. Голос. Вот голос реализован, как, впрочем, и всё звуковое оформление фильма, передающее ему свою особую атмосферу, классно. Самостоятельно к такому представлению о «голосе» я бы не смог приблизиться. Подчеркиваю, голос реализован впечатляюще и оригинально. Он такой, каким и должен быть.

Если сказать в целом, то фильм, прежде всего, как дополнение, хороший, хотя для меня оказался утомительным по причине своей длительности (он не затянут, просто долгий фильм) и доставшегося места на первом ряду. Отвык, а может уже и не способен, воспринимать такие длинные произведения залпом, поэтому меня неоднократно посещало желание посмотреть на часы и вопрос: ну, когда ж ты закончишься?

В 1998 году смотря на экран черно-белого маленького телевизора, по которому перемещался прицел, на котором отображались дюны, строения и техника, я не мог понять, что моим знакомым нравиться в игре Dune II. Тогда, находясь в подвальном помещении, где мои знакомые организовали летний «игровой зал», не смог бы я даже предположить, что спустя годы тема Дюны (игры, книги, фильмы) будет становится для меня все шире и интерес к ней, пройдя через песок времени, сохранится до сегодняшнего дня.

Фрэнк Герберт написал свой роман в период Холодной войны и не трудно догадаться, какая именно страна стала прообразом возглавляемого Владимиром Харконненом дома Харконненов. Ложкой дегтя в бочке фантастического меда для меня стала мысль о том, что в роман вложена не одна только эстетическая, светлая, литературно-фантастическая задача, которая, хочется верить, в романе является основной (раз его показывают в 2021), но и текущая, оказавшая влияние на автора в момент написания романа политическая задача дискредитации. Наверное, своеобразная «дань моде» тех времен руководила действиями автора или некоторая просьба и по-другому было нельзя, впрочем, Холодная война оказала влияние не на одного лишь автора Дюны. В конце концов, у каждого есть своя «Дюна».

Комментариев нет:

Отправить комментарий